Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация — нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.
Педагогическая наука в процессе развития образовательного уч¬реждения выделяет:
- абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
- относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);
- псевдоновизну (видимость новизны).
Существуют различные основания для классификации инноваций:
- По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:
- цель и содержание образования;
- технологии, методы, средства организации педагогического процесса;
- формы организации обучения и воспитания;
- система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);
- образовательная экология.
- По способу возникновения и протекания инноваций:
- систематические, планомерные;
- стихийные.
- По глубине и ширине осуществления инноваций:
- массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;
- частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.
- По характеру происхождения:
- внешние;
- внутренние.
- По признакам масштабности:
- частные (локальные и единичные, не связанные между собой);
- модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);
- системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).
В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:
- Возникновение или зарождение идеи нового.
- Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
- Разработка путей реализации цели и проектирование.
- Реализация проекта.
- Распространение новой практики.
- Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем.routine — рутина, как привычный навык от route — дорога, колея, вероятно лат. rupta via — проторенная дорога’. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация — это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:
- интуиция творческого руководителя, педагога;
- опыт, рожденный в данной школе;
- педагогический опыт, рожденный в других школах;
- директивы и нормативные документы; .
- мнение потребителя образовательных услуг;
- потребности педагогического коллектива работать по-новому;
- потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;
- достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.
Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это:
- изменения в организации образовательного процесса;
- изменения в технологиях обучения и воспитания;
- изменения в управлении образовательными учреждениями.
В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса — содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое.
Педагогический мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием образовательного процесса позволяет включить в организацию образовательного процесса оценку состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов управления им, определения перспектив развития.