РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ “НАУКА В ПОДМОСКОВЬЕ”
“Наука в Подмосковье” – новый формат привычных кружков
Оператор проекта – «Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи» подробную информацию можно найти на сайте https://mosoblcenter.edumsko.ru/activity/project
Основы научно-исследовательской деятельности.
Образовательная программа «Основы научно-исследовательской деятельности». (.pdf)
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 108 часов за 3 года. Занятия проходят 1 раза в неделю, продолжительность одного занятия – 1 академический час.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Этапы реализации
Программа “Основы исследовательской деятельности” предполагает работу по трем этапам:
- Информационный блок
Цель: создание условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений исследовательского поведения.
Учащиеся знакомятся с методами научного познания, учатся применять их на практике; формулируют проблемы и гипотезы, вырабатывая мыслительные навыки: выдвижение предположений и идей, обеспечивающих исследовательский поиск; классифицируют и анализируют научные материалы; изучают структуры научных работ и их написание (аннотации, доклады, рефераты и др.).
- Самостоятельная исследовательская деятельность
Цель: применение на практике в рамках создания индивидуального научно- исследовательского проекта приобретенных знаний.
- Подготовка и проведение презентации проекта.
Цель: демонстрация умений излагать результаты своего исследования, вести дискуссию, проводить рефлексию собственной деятельности.
Формы организации занятий: групповые, индивидуальные и коллективные.
Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития. Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий.
Формы работы: тренинги, беседы, лекции, практикумы, моделирование, постановка и решение исследовательских задач, самостоятельная работа с различными источниками информации, включая Интернет, презентация проектов.
Кадровое обеспечение программы
Педагог, имеющий высшее педагогическое образование обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющее качественно и в предметных областях и умеющий вести занятия по дополнительному образованию.
К образовательному процессу по модулям также могут быть привлечены преподаватели из числа действующих ведущих работников гимназии и профильных организаций.
Могут привлекаться педагоги других дисциплин.
Методическое обеспечение программы
Материально – техническое обеспечение
- просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет (кабинет физики и лаборатория), возможно использование кабинетов информатики, биологии и химии
- парты, стулья,
- классная доска и проекционный экран,
- лабораторное оборудование,
- шкафы для хранения методического, дидактического материалов,
- компьютер,
- мультимедийный проектор
Информационное обеспечение программы
Список литературы для педагога
- Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся / М. Н. Арцев //Завуч.-2005.-№6.-с.4-29.
- Банникова И.И. и Ванюкова А.А. Учебная программа курса «Основы исследовательской деятельности учащихся — г.Москва.
- Бельская, Н. П. Основы научного исследования. Учебное пособие / Н.П. Бельская. — М.: Флинта, 2018. — 231
- Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. — № 18. – С. 68-74.
- Блинова Т.В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 100-104.
- Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 44-50.
- Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект. Монография. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 232 с.
- Гафитулин М.С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся //Педагогическая техника. – 2005. — №3; Школ. технол. — 2005. — №3. — С.21-26 ; 102-104 .
- Ермаченко, Н. И. Основы научных исследований: теоретико-методологический подход / Н. И. Ермаченко. — Красноярск : Сибирский ин-т бизнеса, управления и психологии, 2012. — 119 с.
- Денисова, О. В. Методологические основы научных исследований : учеб. пособие / О. В. Денисова ; Нац. минер.-сырьевой ун-т «Горный». — Санкт-Петербург : Национальный минерально-сырьевой ун-т «Горный», 2012. — 91 с..
- Калачихина О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. – 2004. №2. – С. 77-82.
- Кобзева, Г.М. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Г.М. Кобзева. – Ростов-на-Дону: Феникс, – 74 с.
- Малахова И.А. Программа курса дополнительного образования «Школьная академия наук»// Завуч для администрации школ.-2006.-№8. — с.126-132.
- Черникова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов / Т. В. Черникова // Профильная школа. № 5(14), 2005 – с. 11 – 17.
- Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. — № 6. – С. 23-58.
- Эко У. Как написать дипломную работу / У. Эко. – М., Книжный дом «Университет», 2003. 240 с.
Список литературы для обучающихся.
- issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
- konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.
- subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.
- Балаян, Г.Г. Информационно-логические модели научных исследований / Г.Г. Балаян, Г.Г. Жарикова, Н.И. Комков. — М.: Наука, 2018. — 344 c.
- Бельская, Н. П. Основы научного исследования. Учебное пособие / Н.П. Бельская. — М.: Флинта, 2018. — 231
- Болдин, А. П. Основы научных исследований / А.П. Болдин, В.А. Максимов. — М.: Academia, 2017. — 336 c.
- Герасимов, Б.И. Основы научных исследований / Б.И. Герасимов. — М.: Форум, 2015. — 827
- Каплан, Б. М. Научно-методические основы учебного исследования флоры. Часть 1. Теория, проблемы и методы флористики / Б.М. Каплан. — М.: Компания Спутник +, 2015. — 164 c.
Результаты:
Приказ №108/1.1-05 Об итогах XVI городской научно-познавательной конференции младших школьников «Шаг в науку». (.doc), (.pdf)
Публикации:
«Явления физики в изучении музыки» — https://multiurok.ru/id48061850/files/?act=addfile
«Ученые музыканты или музыкальные ученые».
Экология.
Образовательная программа «Экология» (.pdf)
Материально-техническое обеспечение программы:
для реализации программы используется обычная классная комната, кабинет, возможность пользоваться лабораторным оборудованием стандартных кабинетов химии, физики, биологии; компьютер с выходом в Интернет. Потребуется дополнительная литература (справочники, энциклопедии, биографии ученых, монографии и т.д.), учебные канцелярские принадлежности, маркеры (фломастеры) и листы бумаги для организации игровой деятельности, электронные носители для фиксации работ, выполненных на компьютере.
Кадровое обеспечение программы
Педагог, имеющий высшее педагогическое образование обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющее качественно и в предметных областях и умеющий вести занятия по дополнительному образованию.
К образовательному процессу по модулям также могут быть привлечены преподаватели из числа действующих ведущих работников гимназии и профильных организаций.
Методическое обеспечение программы
Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.
На занятиях используются:
· Компьютер, принтер, сканер
· Цифровой фотоаппарат
· Медиапроектор
· Экран переносной
· Стенды для выставок
· Инструменты для проведения исследовательской деятельности (планшеты, канцелярские принадлежности)
· Расходные материалы
· Разработки экскурсий (банк карточек-заданий)
· Банк методик для исследовательской и проектной деятельности учащихся.
· Книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде, ресурсы Интернета)
· Учебно-вспомогательные помещения: кабинет биологии, библиотека, учебно-опытный участок.
Методы обучения по программе
В программе предлагаются следующие формы работы:
· теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии;
· групповые практические занятия;
· индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательская деятельность);
· общешкольные мероприятия по экологии;
· участие в природоохранных акциях.
Большое внимание уделяется экскурсиям с целью изучения природы своего края,
знакомства с достижениями в области охраны, рационального использования и
воспроизводства природных ресурсов.
Теоретические занятия проводятся в виде бесед, семинаров, самостоятельной
работы с литературой и электронными носителями. Практические занятия кроме непосредственно практических работ включают ролевые игры, самостоятельные
исследования, создания слайдовых презентаций, оформление стенда «Экологическое воспитание».
Педагогические технологии, используемые в обучении
· Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
· Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
· Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
· Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
· Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Список литературы для учащихся.
1. Драгомилов А.Г. Маш Р.Д. «Биология. Человек. 8 класс», Москва, Вентана – Граф, 2005
2. Жигарев И.А. и др. «Основы экологии, сборник задач, упражнений, практических работ 10(11)», «Дрофа», 2002
3. Касаткина Н.А. «Внеклассная работа. Биология. 5-9 классы», Волгоград, «Учитель», 2001
4. Колосков А.В. «Фотографирование как метод экологического воспитания и образования», — МГДТДЮ, 1998
5. Куреннов И.Н. «Энциклопедия лекарственных растений», Москва, «Мартин», 2011
6. Самкова В.А., Шурхал Л.И. «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2010
7. Самкова В.А. «Экология. Экосистемы и человек. 8 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2013
8. Самкова В.А. «Экология. Город, в котором мы живем. 9 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2014
9. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. 8 класс», Москва, Вентана – Граф, 2003
для учителя
1. «Бытовая экология: курс лекций», Волгоградское отделение Российской экологической академии. Центр экологического обучения
2. «Методические материалы по антинаркотическим профилактическим программам в учебных заведениях», Приволжск, 2008
3. «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005
4. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни», — Волгоград: Учитель, 2003
5. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010
6. Еременко Н.И. «Профилактика вредных привычек» издательство «Панорама», Москва 2007
7. Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001
8. Кучменко В.С., Анастасова Л.П. «Формирование здорового образа жизни подростков», Москва, Вентана – Граф, 2004
9. Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005
10. Самкова В.А. «Экология. 5–9 кл. Примерная рабочая программа по учебному курсу», — М.: Академкнига/Учебник, 2015
11. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005
12. Степанчук Н.А. «Модели экологического образования», Волгоград, Издательство «Учитель», 2011
13. Сухова Т.С. Строганова В.И. Пономарева И.Н. «Природоведение. Биология. Экология: 5-11классы: программы» Москва, Вентана – Граф, 2010
14. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва, «Глобус», 2008.
Результаты:
Приказ №136/1.1-05 Об итогах IX городской научно-исследовательскойbконференции школьников 5-7(8)-х классов «Юный исследователь» (.doc), (.pdf)