Педагог-психолог высшей категории МБОУ «Гимназия № 3 г. Дубны Московской области»
Наталья Юрьевна Гребенюк Телефон +7(926)346 89 50 e-mail: natashagree@mail.ru
|
Перед педагогом-психологом гимназии стоят следующие задачи:
- Реализация индивидуальных возможностей и резервов возрастных особенностей ребёнка.
- Подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе с одной ступени образования на другую.
- Учёт и развитие индивидуальных особенностей и способностей детей.
- Работа с педагогическим коллективом для дальнейшего создания благоприятного психологического климата в классных коллективах и гимназии, а также комфортного, эмоционально – положительного самочувствия развития и ребёнка.
- Профилактика и выявление различных причин нарушений личностного и социального развития детей.
- Оказание своевременной психологической помощи гимназистам, родителям, педагогам, их психологическое сопровождение.
- Осуществление работы по следующим направлениям: психологическое просвещение, психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, консультирование и самообразование.
- Приобщение учащихся, родителей, педагогов к психологической культуре, психологической грамотности и знанию.
Эти задачи осуществляются с помощью следующих мероприятий:
- Работа в рамках профилактической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по формированию высококультурной, творческой, нравственной личности, гражданина, ответственного за настоящее и будущее страны, по развитию позитивной личности через участие в программах и коллективных делах гимназии, в Днях профилактики, проведении профилактических занятий с учащимися в рамках классных часов, Дней психологии в школе, участии в совете профилактики, школьной и городской ППК.
- Проведение психокоррекционных, развивающих, профилактических занятий с учащимися разных возрастных категорий с проблемами в обучении и общении по разработанным и апробированным программам.
- Психологическое сопровождение детей группы риска в рамках диагностической, профилактической, психокорреционной, консультативной деятельности.
- Психологическая помощь классным руководителям в работе с учащимися класса и их родителями, участие в классных часах, школьных и городских методических объединениях, семинарах, конференциях, педагогических советах.
- Психологическое сопровождение и психологическая помощь родителям учащихся гимназии: участие в родительских собраниях, ведение семейных, индивидуальных и групповых консультаций, занятий, тренингов.
- Просветительская, консультативная работа по социальному запросу учащихся, родителей, учителей, администрации гимназии.
- Подготовка учащихся 9 — 11 классов к городской Олимпиаде школьников по психологии.
- Психологическая подготовка и сопровождение учащихся 9 классов к ОГЭ, учащихся 11 классов к ЕГЭ.
- Самообразование – посещение курсов повышения квалификации.
Средствами достижения цели работы гимназии и задач, стоящих перед педагогом-психологом является:
- Выполнение социальных запросов со стороны учащихся, их родителей, учителей в соответствии с проблематикой.
- Психологическая помощь классным руководителям в работе с учащимися класса, участие в классных часах, педагогических советах, родительских собраниях, проведение индивидуальных групповых консультаций.
- Профилактика, развитие и коррекция проблем в обучении и общении у учащихся гимназии по программам:
- «Психокоррекционная программа работы с детьми младшего школьного возраста с проблемами в общении и обучении «Развитие»;
- «Развивающая программа работы с детьми младшего школьного возраста с проблемами в общении и обучении»;
- «Программа психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- Профилактическая программа «Жизненные навыки» под редакцией С.В. Кривцовой, 1 — 4 классы, 5 — 7 классы;
- Профилактическая программа Коблика «Первый раз в пятый класс!»;
- Профилактическая программа для учащихся среднего звена с проблемами в общении «Учимся взаимодействовать, играя вместе»;
- Профилактическая программа для старшеклассников «Я и мой выбор»;
- Профилактическая программа для учащихся 9 и 11 классов «Психологическая подготовка к экзаменам».
Если говорить о задачах психодиагностического направления работы, то можно выделить следующие по блокам:
- Изучение сохранения и укрепления психологического здоровья детей.
Параметры, характеризующие психологическое здоровье, которые отслеживаются в нашем лицее:
- уровень сформированности учебной мотивации;
- уровень тревожности;
- уровень суицидального риска у детей (исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения);
- уровень социальной адаптированности;
- уровень комфортности;
- уровень удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса.
- Изучение сформированности надпредметных и личностных компетентностей учащихся.
- Внутренняя позиция школьника.
- Самооценка.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Степень дифференциации конвенциональных и моральных норм.
- Умения подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.
- Умение руководствоваться системой условий задачи.
- Уровень сформированности коммуникативных навыков.
- Изучение уровня интеллектуального развития и сформированности компонентов учебной деятельности:
Уровень готовности детей к обучению в школе (будущие первоклассники):
- мотивация;
- интеллектуальная и речевая сферы;
- произвольность психических процессов;
- зрительно-моторная координация.
- уровень интеллектуального развития (5, 9 классы)
Изучение успешности (эффективность) обучения (2-10 классы):
- изучение уровня мотивации учения, выявление осознаваемых мотивов учебной деятельности;
- изучение субъектности в образовательном процессе;
- уровень сформированности мотивации к достижению успеха;
- выявление уровня профессионального самоопределения выпускников.
Консультативное направление
Процесс консультирования обычно проходит в два этапа: первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.
В связи с тем, что основной контингент – это дети и родители подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения, а также с особенностями семейного воспитания, нарушениями детско-родительских отношений. В целом все запросы можно разделить на:
- трудности в общении со сверстниками;
- эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, демонстративность и т.п.);
- проблемы в детско-родительских отношениях;
- трудности в профессиональном самоопределении, в определении дальнейшего образовательного маршрута;
- трудности обучения;
- консультации по результатам групповой диагностики.
Коррекционно-развивающее и профилактическое направление
Коррекционно-развивающая работа реализовалась в двух формах: индивидуальной и групповой.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводились с учащимися:
— с ОВЗ;
— испытывающими трудности в обучении;
— с признаками дезадаптивного состояния.
Основная тематика индивидуальных коррекционных занятий:
— развитие познавательной сферы;
— коррекция эмоционального состояния;
— работа со стрессовыми состояниями;
— работа с агрессией;
— развитие коммуникативных навыков.
Основная тематика групповых коррекционно-развивающих занятий:
- обеспечение успешности адаптации учащихся,
- формирование психологического здоровья,
- снижение уровня тревожности,
- формирование коммуникативной культуры, развития коммуникативных, социальных навыков,
- развитие учебной мотивации,
- профилактика аддиктивного, девиантного, суицидального поведения,
- профориентация (профессиональное самоопределение),
- психологическая подготовка к ОГЭ, ЕГЭ.
В рамках профилактики девиантного, суицидального поведения по особому плану педагога-психолога проводятся тренинговые, профилактические, психокоррекционные занятия:
- «Учимся управлять собой» (3, 4 кл.);
- «Учимся дружить», «Я и мой класс» (6-е кл.);
- «Я ушёл в свою обиду», «Спор – не ссора» (5-6 кл.);
- «Я и мои друзья» (7, 8 кл.);
- «Шаги к уверенности в себе» (4, 6 классы);
- «Как перестать беспокоиться и начать жить спокойно» (9, 11 кл.);
- «Профилактика суицидального поведения подростков» (6, 7, 9 классы);
- «Конфликт. Конфликтные эмоции» (4, 6 кл.):
- «Скорая помощь при остром стрессе» (9 — 11 кл.).
Одной из форм работы по профилактике противоправного поведения, безнадзорности и общественно-опасных деяний являются Единые Дни Профилактики.
В рамках Дней профилактики и по плану работы педагога – психолога проводятся занятия с элементами тренинга по развитию навыков общения, предупреждению конфликтного, агрессивного, тревожного, суицидального поведения, развитию навыков конструктивного взаимодействия, умения целеполагания; проводились профилактические беседы с детьми группы риска.
В течение прошлого учебного года по особому плану педагога-психолога осуществлялась работа в 9, 11 классах по поддержке учащихся в период подготовки к экзаменам. Цель данной работы — способствовать созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги, способствовать снятию эмоционального напряжения; профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников. Проводились развивающие, тренинговые занятия
- «Лиха беда начало»;
- «Учимся сдавать экзамены: ситуации на экзамене»;
- «Учимся расслабляться. Антистрессики»;
- Рефлексивно-деловая игра «Стремимся к успеху»;
- «Плюсы и минусы ЕГЭ»;
- «Экзамен – это не конец жизни. Учимся справляться со стрессами на экзамене»;
- «Впереди экзамены. Боремся со стрессом»;
- «Стратегия успешной подготовки к ЕГЭ»;
- «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Учимся расслабляться».
В рамках коррекционно-развивающей и профилактической работы в гимназии работал школьный ППК. За прошлый учебный год проведено 3 заседания школьного ППК по результатам психодиагностического обследования с целью обсуждения проблем в обучении и поведении первоклассников, пятиклассников и отдельных учащихся начальной школы. Всего через ППК прошли 19 учащихся гимназии. В результате работы изучены индивидуальные особенности развития учащихся, проведены профилактические беседы и консультации для родителей и классных руководителей, составлены программы коррекции развития. 1 Учащийся 4 «Б» класса направлен на территориальную ППК для получения рекомендаций по стратегии работы с ребенком ОВЗ.
Просветительская деятельность
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах:
проведение тематических классных часов для учащихся 5-9 классов. Цель данных мероприятий — познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
Выступления на родительских собраниях.
Выступления на семинарах, педагогических советах и малых педагогических советах.
Групповые просветительские консультации для учащихся, родителей, педагогов по вопросам профессионального самоопределения, профилактики суицидального поведения, подготовки учащихся к выпускным экзаменам и т.д.
* * *
ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-педагогическом консилиуме общеобразовательного учреждения.
Анализ работы за 2020-2021 учебный год
ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога МБОУ Гимназия №3 на 2021 – 2022 учебный год
Анкета социально-психологического тестирования для подростков от 13 до 18 лет.
Программа «Адаптация», 5 класс (.pdf)
Циклограмма распределения рабочего времени педагога — психолога Н.Ю. Гребенюк