Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Педагог-психолог высшей категории

МБОУ «Гимназия № 3 г. Дубны

Московской области»

 

Наталья Юрьевна Гребенюк

Телефон +7(926)346 89 50

e-mail: natashagree@mail.ru

https://vk.com/id83436894

 

 

Перед педагогом-психологом гимназии стоят следующие задачи:

  1. Реализация индивидуальных возможностей и резервов возрастных особенностей ребёнка.
  2. Подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе с одной ступени образования на другую.
  3. Учёт и развитие индивидуальных особенностей и способностей детей.
  4. Работа с педагогическим коллективом для дальнейшего создания благоприятного психологического климата в классных коллективах и гимназии, а также комфортного, эмоционально – положительного самочувствия развития и ребёнка.
  5. Профилактика и выявление различных причин нарушений личностного и социального развития детей.
  6. Оказание своевременной психологической помощи гимназистам, родителям, педагогам, их психологическое сопровождение.
  7. Осуществление работы по следующим направлениям: психологическое просвещение, психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, консультирование и самообразование.
  8. Приобщение учащихся, родителей, педагогов к психологической культуре, психологической грамотности и знанию.

        

         Эти задачи осуществляются с помощью следующих мероприятий:

  1. Работа в рамках профилактической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по формированию высококультурной, творческой, нравственной личности, гражданина, ответственного за настоящее и будущее страны, по развитию позитивной личности через участие в программах и коллективных делах гимназии, в Днях профилактики, проведении профилактических занятий с учащимися в рамках классных часов, Дней      психологии в школе, участии в совете профилактики, школьной и городской ППК.
  2. Проведение психокоррекционных, развивающих, профилактических занятий с учащимися разных возрастных категорий с проблемами в обучении и общении по разработанным и апробированным программам.
  3. Психологическое сопровождение детей группы риска в рамках диагностической, профилактической, психокорреционной, консультативной деятельности.
  4. Психологическая помощь классным руководителям в работе с учащимися класса и их родителями, участие в классных часах, школьных и городских методических объединениях, семинарах, конференциях, педагогических советах.
  5. Психологическое сопровождение и психологическая помощь родителям учащихся гимназии: участие в родительских собраниях, ведение семейных, индивидуальных и групповых консультаций, занятий, тренингов.
  6. Просветительская, консультативная работа по социальному запросу учащихся, родителей, учителей, администрации гимназии.
  7. Подготовка учащихся 9 — 11 классов к городской Олимпиаде школьников по психологии.
  8. Психологическая подготовка и сопровождение учащихся 9 классов к ОГЭ, учащихся 11 классов к ЕГЭ.
  9. Самообразование – посещение курсов повышения квалификации.

 

         Средствами достижения цели работы гимназии и задач, стоящих перед педагогом-психологом является:

  1. Выполнение социальных запросов со стороны учащихся, их родителей, учителей в соответствии с проблематикой.
  2. Психологическая помощь классным руководителям в работе с учащимися класса, участие в классных часах, педагогических советах, родительских собраниях, проведение индивидуальных групповых консультаций.
  3. Профилактика, развитие и коррекция проблем в обучении и общении у учащихся гимназии по программам:
  • «Психокоррекционная программа работы с детьми младшего школьного возраста с проблемами в общении и обучении «Развитие»;
  • «Развивающая программа работы с детьми младшего школьного возраста с проблемами в общении и обучении»;
  • «Программа психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Профилактическая программа «Жизненные навыки» под редакцией С.В. Кривцовой, 1 — 4 классы, 5 — 7 классы;
  • Профилактическая программа Коблика «Первый раз в пятый класс!»;
  • Профилактическая программа для учащихся среднего звена с проблемами в общении «Учимся взаимодействовать, играя вместе»;
  • Профилактическая программа для старшеклассников «Я и мой выбор»;
  • Профилактическая программа для учащихся 9 и 11 классов «Психологическая подготовка к экзаменам».

 

Если говорить о задачах психодиагностического направления работы, то можно выделить следующие по блокам:

  1. Изучение сохранения и укрепления психологического здоровья детей.

Параметры, характеризующие психологическое здоровье, которые отслеживаются в нашем лицее:

  • уровень сформированности учебной мотивации;
  • уровень тревожности;
  • уровень суицидального риска у детей (исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения);
  • уровень социальной адаптированности;
  • уровень комфортности;
  • уровень удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса.

 

  1. Изучение сформированности надпредметных и личностных компетентностей учащихся.
  • Внутренняя позиция школьника.
  • Самооценка.
  • Мотивация к учебной деятельности.
  • Степень дифференциации конвенциональных и моральных норм.
  • Умения подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.
  • Умение руководствоваться системой условий задачи.
  • Уровень сформированности коммуникативных навыков.

 

  1. Изучение уровня интеллектуального развития и сформированности компонентов учебной деятельности:

Уровень готовности детей к обучению в школе (будущие первоклассники):

  • мотивация;
  • интеллектуальная и речевая сферы;
  • произвольность психических процессов;
  • зрительно-моторная координация.
  • уровень интеллектуального развития (5, 9 классы)

         Изучение успешности (эффективность) обучения (2-10 классы):

  • изучение уровня мотивации учения, выявление осознаваемых мотивов учебной деятельности;
  • изучение субъектности в образовательном процессе;
  • уровень сформированности мотивации к достижению успеха;
  • выявление уровня профессионального самоопределения выпускников.

 

Консультативное направление

Процесс консультирования обычно проходит в два этапа: первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.

В связи с тем, что основной контингент – это дети и родители подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения, а также с особенностями семейного воспитания, нарушениями детско-родительских отношений.  В целом все запросы можно разделить на:

  • трудности в общении со сверстниками;
  • эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, демонстративность и т.п.);
  • проблемы в детско-родительских отношениях;
  • трудности в профессиональном самоопределении, в определении дальнейшего образовательного маршрута;
  • трудности обучения;
  • консультации по результатам групповой диагностики.

 

Коррекционно-развивающее  и профилактическое направление

Коррекционно-развивающая работа реализовалась в двух формах: индивидуальной и групповой.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводились с учащимися:

с ОВЗ;

— испытывающими трудности в обучении;

— с признаками дезадаптивного состояния.

Основная тематика индивидуальных коррекционных занятий:

— развитие познавательной сферы;

— коррекция эмоционального состояния;

— работа со стрессовыми состояниями;

— работа с агрессией;

— развитие коммуникативных навыков.

Основная тематика групповых коррекционно-развивающих занятий:

  • обеспечение успешности адаптации учащихся,
  • формирование психологического здоровья,
  • снижение уровня тревожности,
  • формирование коммуникативной культуры, развития коммуникативных, социальных навыков,
  • развитие учебной мотивации,
  • профилактика аддиктивного, девиантного, суицидального поведения,
  • профориентация (профессиональное самоопределение),
  • психологическая подготовка к ОГЭ, ЕГЭ.

 

В рамках профилактики девиантного, суицидального поведения по особому плану педагога-психолога проводятся тренинговые, профилактические, психокоррекционные занятия:

  • «Учимся управлять собой» (3, 4 кл.);
  • «Учимся дружить», «Я и мой класс» (6-е кл.);
  • «Я ушёл в свою обиду», «Спор – не ссора» (5-6 кл.);
  • «Я и мои друзья» (7, 8 кл.);
  • «Шаги к уверенности в себе» (4, 6 классы);
  • «Как перестать беспокоиться и начать жить спокойно» (9, 11 кл.);
  • «Профилактика суицидального поведения подростков» (6, 7, 9 классы);
  • «Конфликт. Конфликтные эмоции» (4, 6 кл.):
  • «Скорая помощь при остром стрессе» (9 — 11 кл.).

Одной из форм работы по профилактике противоправного поведения, безнадзорности и общественно-опасных деяний являются Единые Дни Профилактики.

В рамках Дней профилактики и по плану работы педагога – психолога проводятся занятия с элементами тренинга по развитию навыков общения, предупреждению конфликтного, агрессивного, тревожного, суицидального поведения, развитию навыков конструктивного взаимодействия, умения целеполагания; проводились профилактические беседы с детьми группы риска.

В течение прошлого учебного года по особому плану педагога-психолога осуществлялась работа в 9, 11 классах  по поддержке учащихся в период подготовки к экзаменам. Цель данной работы — способствовать созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги, способствовать снятию эмоционального напряжения; профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников. Проводились развивающие, тренинговые занятия

  • «Лиха беда начало»;
  • «Учимся сдавать экзамены: ситуации на экзамене»;
  • «Учимся расслабляться. Антистрессики»;
  • Рефлексивно-деловая игра «Стремимся к успеху»;
  • «Плюсы и минусы ЕГЭ»;
  • «Экзамен – это не конец жизни. Учимся справляться со стрессами на экзамене»;
  • «Впереди экзамены. Боремся со стрессом»;
  • «Стратегия успешной подготовки к ЕГЭ»;
  • «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Учимся расслабляться».

 

В рамках коррекционно-развивающей и профилактической работы в гимназии работал школьный ППК.  За прошлый учебный год проведено 3 заседания школьного ППК по результатам психодиагностического обследования с целью обсуждения проблем в обучении и поведении первоклассников, пятиклассников и отдельных учащихся начальной школы. Всего через ППК прошли 19 учащихся гимназии. В результате работы изучены индивидуальные особенности развития учащихся, проведены профилактические беседы и консультации для родителей и классных руководителей, составлены программы коррекции развития. 1 Учащийся 4 «Б» класса направлен на территориальную ППК для получения рекомендаций по стратегии работы с ребенком ОВЗ.

 

Просветительская деятельность

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах:

проведение тематических классных часов для учащихся 5-9 классов. Цель данных мероприятий — познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.

Выступления на родительских собраниях.

Выступления на семинарах, педагогических советах и малых педагогических советах.

Групповые просветительские консультации для учащихся, родителей, педагогов по вопросам профессионального самоопределения, профилактики суицидального поведения, подготовки учащихся к выпускным экзаменам и т.д.

*   *   *

ПОЛОЖЕНИЕ о  психолого-педагогическом консилиуме общеобразовательного учреждения.

Анализ работы за  2020-2021 учебный год

ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога МБОУ Гимназия №3 на 2021 – 2022 учебный год

Анкета социально-психологического тестирования для подростков от 13 до 18 лет.

Программа «Адаптация», 5 класс (.pdf)

Профилактическая программа «Учимся взаимодействовать, играя вместе» для детей 10 – 12 лет, испытывающих трудности в общении  (.pdf)

Психокоррекционая программа работы с детьми младшего школьного возраста с эмоциональными нарушениями «Развитие»  (.pdf)

Циклограмма распределения рабочего времени педагога — психолога Н.Ю. Гребенюк